Дирижер Вячеслав Чистяков

Главная | Биография |Репертуар | Научные работы | Отзывы | Фото |Видео | Контакт

 

В.В. Чистяков

Из книги "ЮМОР В ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЗНАМЕНИТЫХ КОМПОЗИТОРОВ, ДИРИЖЕРОВ, МУЗЫКАНТОВ, ПИСАТЕЛЕЙ И АКТЕРОВ" (М., 2009)

 

- Однажды Е.А. Мравинский поехал отдыхать в Репино (под Санкт- Петербургом) с желанием отоспаться, отдохнуть на даче. На другой стороне реки был пионерский лагерь. В 7 утра пионер Вася, лет восьми, выходил на речку, и очень фальшиво играл на трубе сигнал на построение пионерского отряда. Е.А. Мравинский в гневе просыпался несколько дней подряд. Затем не выдержал, взял лодку, переплыл речку, нашел воспитательницу и спросил: "Что это за дурак у Вас играет так фальшиво в такую рань? - А Вы кто? - спросила малограмотная воспитательница. - Я Мравинский. - Не знаю, кто Вы - Мравинский, Стравинский. Музыку любить надо, дорогой товарищ, вот что я Вам скажу!!"

(...)

- Геннадий Николаевич Рождественский - дирижёр с феноменальной техникой и гигантским интеллектом. Наряду с классическими симфониями и операми, он любит исполнять сочинения современных композиторов. (…)
- В одном из концертов исполнялись совершенно новые и неизвестные произведения Фолькмана, Шостаковича, Зуппе и других авторов.
Среди них была исполнена увертюра к незаконченной опере Равеля "Шехерезада". Г.Н. повернулся лицом к публике и "скрипучим тенорком", подражая одному французскому критику, "зачитал его рецензию" тех времен: "Если господин Равель думает, что его увертюра построена по классическому плану, то нужно признать, что господин Равель одарен богатой фантазией. Его манера письма напоминает Римского- Корсакова или Балакирева: та же бессвязность в композиции и в тональностях. Господин Равель - посредственно одаренный музыкант". Это писал критик П. Лало, который благодаря этим словам "прославился и вошел в историю. Конечно, не в такой степени, как объект его критики - Морис Равель, но все-таки прославился и вошел"
-

(...)
Мстислав Леопольдович Ростропович - гениальный виолончелист и интересный дирижер, руководивший симфоническим оркестром в Нью - Йорке в течение 18 лет. Он был невероятно остроумным человеком.
Но особенно любил "розыгрыши".
- Во время гастролей в Германии М.Л. позвонили из советского посольства с приказом принести подаренную ему хрустальную вазу. Как известно, Гос. концерт нещадно обирал артистов, более 90% заработанных денег они отдавали государству. Расстроенный Ростропович пошел с вазой в посольство. По дороге ему пришла идея. На крыльце он "нечаянно поскользнулся" и ваза разбилась. С кислым лицом он входит к послу, отдает 4/5 осколков разбитой вазы. - "А остальное - моё", - сказал артист… и молча вышел.

-

- Однажды Ростропович пригласил Министра Культуры СССР Екатерину Алексеевну Фурцеву и работников Министерства к себе домой на юбилей. Все приходят, он их провожает в одну комнату, где на столе простенькая селедка, самая дешевая водка, масло, черный хлеб. Незаметно включает за ширмой магнитофон и уходит "на минуточку". Гости начинают его ругать: "Какое свинство… Народный артист СССР, а такой жмот…" и т.д.
Минут через десять появляется "сконфуженный" Ростропович и говорит: "Извините, я всё перепутал. Галина Павловна просит всех пройти в другую комнату".
А в этой комнате на столе: красная икра, шашлыки, ананасы, салаты и пр. Все с довольными лицами рассаживаются. Произносят тост и предлагают выпить за блистательного музыканта, выдающегося профессора!
"Одну минуточку", - говорит Ростропович, - и включает магнитофон, на котором записаны все ругательные слова в его адрес. Гости сконфузились.

-

- Как-то раз Министр культуры Фурцева собрала балетмейстеров, дирижеров и танцовщиков музыкальных театров Москвы и предложила: "Вы знаете, у нас в стране развелось много танцевальных ансамблей: "Ансамбль кубанских казаков", "Ансамбль терских казаков" и др. Давайте их всех объединим в один большой ансамбль". Встает Мстислав Леопольдович и говорит: "Екатерина Алексеевна, раньше уже пробовали, ничего хорошего не получилось. - А кто пробовал? - Антон Иванович Деникин".

-

- В одну из гастрольных поездок Ростропович взял с собой в качестве аккомпаниатора известного баяниста Юрия Казакова, поскольку в некоторых сёлах не было ни рояля, ни пианино. Прошло много удачных концертов. Но в одном клубе неожиданно встал высокий тракторист, подошел к сцене и сказал Ростроповичу: "Мужик, отвали со сцены, дай баян послушать!"

-

- Однажды М. Ростропович приехал на гастроли в г. Ижевск с певицей Г.П. Вишневской. Когда их встречал администратор, то сказал, что "наш директор филармонии - необычайный знаток классической музыки. Он ходит на все концерты и знает наизусть всю классику". Ростропович должен был аккомпанировать на рояле своей жене - Г. Вишневской, и он решил разыграть этого директора. Незадолго до концерта он спросил директора, не сможет ли он переворачивать ноты, поскольку кое-где не успевает перелистывать страницы. Директор с восторгом согласился. Вышли втроем на сцену. Мстислав Леопольдович поставил на пюпитр рояля "Сборник романсов" П.Чайковского.
Галина Павловна начала петь романсы …Рахманинова, а Ростропович стал наизусть аккомпанировать ей. При этом он тихо шептал директору: "Переверните на 4 страницы вперед, нет, теперь назад…. Теперь на 3 страницы вперед, да нет, назад на 6 страниц". Ошеломлённый директор, весь в поту - ничего не может понять. Звучит все прекрасно, дуэт певицы и пианиста великолепны, публика бурно аплодирует после каждого романса…
Уходя со сцены, директор сказал: "Нет, я ничего не понимаю в музыке!"


См. также: научные работы В.В. Чистякова

На главную